The firefighters of all countries - be united!

Пожарный сайт НОВОСИБИРСКА

Работа в МЧС

Работа в пожарной охране МЧС

Я б в пожарные пошёл…


Казалось бы, основное требование к поступающему на работу в пожарную охрану МЧС РФ это наличие «богатырского» здоровья! Безусловно, здоровье и физическая сила и выносливость пожарному необходимы, но эти качества только лишь небольшая часть тех требований, которые сегодня предъявляются к кандидатам на должность пожарного или спасателя. Помимо высокой работоспособности в нашей работе требуется определённый склад характера и, конечно, желание помогать людям, попавшим в беду. Вот обо всех этих требованиях и расскажет в своей статье кандидат психологических наук, старший психолог Главного Управления МЧС по Нижегородской области Людмила Снигирёва.

КАЖДЫЙ ЛИ МОЖЕТ ПРОЙТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР НА СЛУЖБУ В МЧС?..

Пожарное дело
Известно, что требования к уровню профессиональной пригодности пожарных и спасателей довольно высокие.
В частности, и к их психологи­ческим качествам, потому что эффективность работы пожарных и спасателей в экстремальных условиях в значительной степени зависит от психологической устойчиво­сти к стрессовым ситуациям.
Мы хотим рассказать о программе, которая применяется ГУ по делам ГОЧС Нижегородской области при работе со школьниками, сотруд­никами, поступающими в специальные учебные учреждения МЧС России, а также при первичном отборе кандидатов на службу. Комплексная программа «Дифференциальная диагностика стресс-дезадаптации» (ЭДФС) включает в себя блок из трех методик:
1) метод цветового выбора. Методика выявляет реакцию определенной личности на конкретную ситуацию, изучает личность и диапазон ее изменчивости под влиянием стрессовых обстоятельств. В частности, модифицированная методика использована для выявления дезадаптивных наруше­ний:
повышенной тревожности, агрессивности, эмоциональной лабильности, а также основных психотипов;
2) проекционную методику экспресс-диагностики файер-стресса, разработанную О. Трошиным, Л. Снегиревой. Проекционная методика ЭДФС дает возможность проанализировать дезадаптивные нарушения при действии стресс-факторов: уровень тревожности, степень агрессивности, уровень психологической дезадаптации и форму стресс-дезадаптации;
3) методику оценки адаптационных способностей, разработанную И. Соловьевым на основе 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла. Данная методика позволяет последовательно решить три психодиагностические задачи:
1) непосредственно оценить адаптационный потенциал учащихся группы риска юношеского возраста;
2) оценить реальный уровень адаптивности;
3) определить вероятный тип дезадаптивного поведения.

Давайте подробнее остановимся на проекционной методике экспресс-диагностики файер-стресса, которая включает в себя практическое занятие в теплодымокамере. Цель методики: оценка уровня адаптивности испытуемого к стрессовой ситуации.
Инструкция:
а) возьмите один из наиболее понравившихся вам фломастеров;
б) нарисуйте человека в той части листа, которую вы предпочитаете (не нравится, не предпочитаете).
Проекционная методика экспресс-диагностики файер-стресса (ЭДФС) состоит из трех ва­риантов, характеризующихся уси­лением стрессовых стимулов.
Вариант ЭДФС 1. Проводится индивидуально с каждым учащим­ся или в отдельных случаях в мик­рогруппах с использованием еди­ничного стимула (предлагается те­стовый бланк, на котором изобра­жена ситуация пожара).
Вариант ЭДФС 2. Также прово­дится как индивидуально, так и в микроруппах. Испытуемым предла­гается посмотреть видеозапись, на которой показано тушение крупно­го пожара (с гибелью людей). Общие условия показа: рассто­яние до экрана 2 метра, время показа - 5 минут, звуковое сопровож­дение - естественное. После про­смотра применяется тест с исполь­зованием стандартного бланка.
Вариант ЭДФС 3. Проводится после занятия (в СИЗОД - средствах индивидуальной защиты органов зрения и дыхания) по психологической подготовке в теплодымокамере (проводится только с сотрудниками).
Практическое занятие строится в несколько этапов:
подготовительная часть, разминка и сама тренировка в теплодымокамере.
Подготовительная часть включает в себя построение звена ГДЗС, проверку внешнего вида, постановку задачи: объявляется тема, цель и последовательность проведения занятия (развивать волевые качества сотрудников: целеустремленность, смелость, настойчивость, выдержку и самообладание; совершенствовать слаженность работы звеньев ГДЗС; формировать социально-психологические качества; формировать умение управлять психическим состоянием в экстремальных условиях), инструктаж по правилам техники безопасности, замеряется частота сердечных сокращений - для проверки самочувствия испытуемых (частота пульса пожарного в составе звена ГДЗС в возрасте до 30 лет не должна превышать - 160-179 уд/мин.), назначается командир звена ГДЗС, постовой на посту безопасности и определяются средства связи.
Основная часть включает:
разминку (5 мин.), выполнение упражнений сотрудниками в теплокамере (26 мин.), выполнение упражнений испытуемыми в дымокамере (20 мин.).
Выполнение упражнений сотрудниками в теплокамере состоит из нескольких упражнений. Упражне­ние № 1: тренажер «Беговая дорожка»; упражнение № 2: тренажер «Вертикальный эргометр»; упражнение № 3: тренажер «Велоэргометр»; упражнение № 4: тренажер «Темп».
Общие условия тренировки: температура 35°С, переход от одного упражнения к другому осуществляется после отдыха в течение 3-5 мин., к выполнению последующих упражнений допускаются сотрудники с ЧСС не более 100 уд/ мин. Выполняются упражнения на тренажерах по методу круговой тренировки.
Выполнение упражнений в дымокамере. Общие условия тренировки: температура воздуха не более 35°С, видимость снижена (по типу упражнения «слепой и поводырь»). Далее проводится проекционный тест экспресс-диагностики файер-стресса.
И в заключительной части анализируется занятие. Использование данной комплексной методики, а в дальнейшем организация психологического сопровождения профессиональной подготовки, способствует формированию у учащихся, сотрудников и кандидатов на работу в пожарную охрану психологической готовности и устойчивости к стрессовым ситуациям, выработке навыков произвольно управлять своим психическим состоянием в стрессовой обстановке учебной и боевой деятельности.

Л. СНЕГИРЕВА,
старший психолог ГУ по делам
ГОЧС Нижегородской области,
кандидат психологических наук.
Журнал «Пожарное Дело» № 2 2006г.

© Maxfire
Hosted by uCoz